Главная | Земельные вопросы | Реализация программы переселения соотечественников

Возвращение в Россию по программе переселения соотечественников: условия, шаги


Законодательное регулирование вопроса. Последние изменения и нововведения

Одной из таких проблем является добровольное переселение соотечественников в Россию, а ещё точнее — репатриация соотечественников в Россию. В декабре года срок действия Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом — года, закончился. К сожалению, Государственная программа не достигла в полном объёме запланированных показателей, но тем ни менее, благодаря её шестилетней реализации накоплен очень важный государственный опыт.

Была создана необходимая нормативная правовая база, создана разветвленная сеть структурных подразделений Федеральной миграционной службы, участвующих в переселении и приеме соотечественников, как в самой России, так и за рубежом, отработаны межведомственные связи, налаживается система информирования и коммуникации. Стало очевидным, что Государственная программа востребована, но нуждается в доработке. И не случайно, в преддверии окончания срока её действия и в целях повышения эффективности реализации Государственной программы и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения соотечественников, Президент Российской Федерации В.

Основные положения новой редакции Государственной программы В новую редакцию документа внесено немало изменений, она стала бессрочной, но принципы, цели и задачи Программы остались прежними. Указом устанавливается, что свидетельства участников Государственной программы, выданные до 1 января г.

Вносятся изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, хотя остаётся требование наличия регистрации по месту жительства. Указ вносит изменения в Положение о Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы. Расширяет и конкретизирует её функции. Предусмотрен новый порядок работы со свидетельством участника Государственной программы. Если раньше свидетельство участника было бессрочным, то теперь срок его действия ограничен тремя годами. В соответствии с Указом, конкретные мероприятия по реализации и финансированию Государственной программы будут утверждаться Правительством Российской Федерации на каждый трехлетний период.

В результате новая редакция Госпрограммы переселения стала гораздо удобнее и перспективнее и 31 декабря года вступила в силу. В этой связи, в начале января этого года были опубликованы ряд поручений и законопроектов Президента, а так же Постановления и Распоряжения Правительства России, что дало основание главе ФМС К. Ромодановскому заявить, что законодательная основа реализации Государственной программы сформирована теперь основной задачей является скорейшее утверждение субъектами России региональных программ переселения.

Реализация Государственной программы в регионах России Согласно Указа Президента России за N , субъекты РФ, участвующие в Госпрограмме переселения, к концу марта должны были представить в Минрегион на согласование свои варианты долгосрочных Программ переселения соотечественников, однако из сорока регионов, участвовавших в реализации первой редакции программы, справились с заданием около половины.

Оказалось, что разработать программу по новым стандартам не так — то просто. И хотя в ней сохранены все базовые гарантии и компенсации, предоставлявшиеся ранее, вместе с тем, она отличается от предыдущей редакции рядом новшеств, направленных на облегчение процесса переезда соотечественников и периода их адаптации на новом месте.

Тем временем в СМИ и Интернет из регионов поступают сведения о формировании новых региональных программ и о ходе реализации Государственной программы. К сожалению, их перечень ограничен регионами, которые ежемесячно в той или иной форме выдают эту информацию.

позорная Реализация программы переселения соотечественников был доверенным

К 22 апреля года Межведомственной комиссией было рассмотрено 13 таких документов. Наиболее проработанными из них оказались программы Тамбовской, Курской и Псковской областей. Остальные 10 проектов приняты комиссией условно. Тем ни менее переселенцы — соотечественники, которые получили статус ещё в году, продолжали прибывать. Некоторые регионы принимали заявления на переселение. Согласно информации Пресс-службы ФМС России, с начала реализации Госпрограммы с года , по состоянию 1 апреля года: Кроме того, в первом квартале года: Напомним, по планам правительства к году в Россию должны вернуться около двухсот тысяч соотечественников.

А в первой редакции Госпрограммы буквально повторяются три формы переселения в программе — три категории территорий вселения заложенные в проекте Концепции и проекте закона. Казалось бы, надо искренне радоваться нашему успеху. Однако, немаловажен опыт сделанных ошибок при реализации первой редакции Госпрограммы переселения. И главная задача исполнителей - не повторять их.

Удивительно, но факт! Чтобы стать участником Государственной программы необходимо соответствовать следующим условиям: Или передать эти функции частным коммерческим структурам, работающим по договору с региональными подразделениями ФМС.

К сожалению, это не случилось. Буквально повторилась затяжка начала с реализацией первой редакции Госпрограммы. Работы по Государственной программе на всех уровнях управления остановились на проработке нормативно—правовых вопросов, переход к оперативно—организационному полю работы не произошёл.

Основным недостатком Государственной программы, по — прежнему, является ориентация её на элементарное переселение людей, тогда как в основе этого переселения должно лежать их трудообеспеченность. Можно оплатить всё и даже дать жильё, но если репатриант не будет обеспечен работой, он не закрепится в этом регионе. Эксперты считают, что для переселения соотечественников в Россию необходимо создать такие условия, при которых каждый регион стал бы привлекательным для жизни и работы, чтобы человек самостоятельно принял решение — ехать.

Повышение привлекательности программы и её эффективности экспертами видится в дальнейшем обеспечении правовых, финансовых и социальных гарантий для переселенцев, скорректированных с учетом уже накопленного опыта переселения. В результате создаётся целый комплекс правовых и социальных проблем, решение которых просто необходимо для успешной реализации Госпрограммы.

Проблема получения гражданства С момента отказа от гражданства страны проживания статус участника Госпрограммы является единственной гарантией для соотечественника на получение российского гражданства. Но без регистрации по месту жительства, документы на получение гражданства не принимаются. В результате возникает замкнутый круг: Именно эта проблема наиболее болезненно воспринимается соотечественниками, что напрямую ведёт к дискредитации Государственной программы.

Проблема жилья Обнародовав планы по переселению сотен тысяч соотечественников, федеральное руководство решило переложить бремя предоставления жилья для переселенцев на плечи региональных властей. Однако на поверку оказалось, что реальные возможности регионов с их худыми бюджетами слишком малы. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых дозволено не более двух лет.

Удивительно, но факт! Так, субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей. Этапы переселения Процесс переезда в РФ состоит из нескольких этапов.

Бесплатно переселенцев могли поселить только в деревнях, в брошенных и наспех отремонтированных домах. Разумеется, что подобный подход не устроил подавляющее большинство соотечественников. Не оправдался и расчет ФМС на ипотеку. Проблемы с трудоустройством Как оказалось, и статус гражданина не гарантирует полноценного трудоустройства. Часто бывает так, что специальность приезжающих в Россию участников Госпрограммы не соответствует заявкам субъектов РФ и работодателей. К сожалению, имела место низкая активность потенциальных работодателей по привлечению соотечественников, их ориентация на трудовых мигрантов, которые не нуждаются ни в социальных гарантиях, ни в постоянном жилье.

Не все работодатели готовы были ожидать приезда соотечественника 3 и более месяца; не всегда совпадают интересы сторон; возникают проблемы с легализацией документов об образовании. Именно поэтому статистика ФМС России показывает тревожные цифры: Возможно, надо также выработать механизм общероссийского реестра вакансий для участников Госпрограммы, причём заносить в него вакансии не только предприятий, внесённых в региональные программы, но и других организаций на территории вселения. А сведения об уже закрытых вакансиях должны оперативно направляться в представительства за рубежом, чтобы с этой информацией сразу же знакомились кандидаты на переселение.

Национальный вопрос Неожиданно всплыл национальный вопрос. Программа переселения соотечественников в Россию, в отличие от аналогичных программ переселения в странах Центральной Азии оралманов в Казахстане и кайрылманов в Киргизии , не делала и не делает никаких национальных предпочтений. Но в реальности национальный вопрос оказался куда как более существенным. Достаточно сказать, что при реализации первой редакции Госпрограммы 14 регионов России просто отказались от приема соотечественников, и среди них национальные регионы: Несмотря на то, что большинство переселенцев были этнически русскими, тем не менее, многие их воспринимали как чужаков и ставили на один уровень с трудовыми мигрантами.

На наш взгляд, выводы исследователей, сделанные тогда, актуальны и сегодня. Также с очевидностью сказывается отсутствие федерального оператора программы. Отдельные ведомства, службы и региональные и местные власти действуют разрозненно и не объединены единой системой работы. По отдельным моментам создаётся впечатление, что переход активности на региональный уровень, произошедший с согласованием программ регионов в Правительстве Российской Федерации, сделал как бы ненужной и явно второстепенной задачу оперативного управления реализацией Госпрограммы на федеральном уровне.

Координатору Госпрограммы ФМС России приходится соотносить и увязывать эту хаотическую в целом активность, что значительно затрудняет движение к заданным результатам Госпрограммы и не даёт оснований для утверждений о базовой эффективности работы по реализации Госпрограммы.

Рубрикатор

ФМС России в силу установленных функций, специфики своей деятельности и кадрового состава нередко не имеет возможности добиваться решения многих задач и вопросов, решение которых крайне необходимо российским регионам. Уже через два года после начала разработки Госпрограммы оказалось, что понимание целей и базовой целевой функции различными ведомствами и отдельными чиновниками Госпрограммы кардинально разошлись. И на данный момент по этому поводу существуют две прямо противоположные точки зрения.

Одни утверждают, что переселение соотечественников как таковое не является целью Госпрограммы, поскольку само название Госпрограммы указывает на то, что необходимо всего лишь оказывать содействие переселению соотечественников, а не переселять их. Вторая позиция исходит из того, что целевая функция Госпрограммы состоит в создании социально—экономической и культур—антропологической комплексной привлекательности и перспективности территорий, прежде всего, российской глубинки и Дальнего Востока, поскольку без осуществления соответствующих преобразований в территориях Российской Федерации невозможно произвести доопределение или новое самоопределение соотечественников.

Удивительно, но факт! Если участник стал на учет в органе по вопросам миграции и в его владении на протяжении полугода или более находится автотранспорт, он вправе в течение 18 месяцев после переселения перевезти данное средство без уплаты сборов и платежей на таможне.

В рамках второй позиции также утверждается, что одним из главных рисков программы является формирование у местного населения отрицательного отношения к переселенцам, связанного с преференциями властей в отношении к приезжающим. Из этого, в частности, следует, что мероприятия по созданию надлежащих условий для переселяющихся участников Госпрограммы должны в обязательном порядке сопровождаться мероприятиями по улучшению условий для местного населения.

Предложения по решению проблем По мнению экспертов, для решения возникших проблем в регионах Российской Федерации необходимо: Решение проблемы обеспечения достойных жилищных условий для переселяющихся в регионы России соотечественников должно быть по возможности направлено на предоставление качественного жилья не только участникам Госпрограммы, но и местному населению. Для этого необходимо сформировать прорывную жилищную политику, направленную на интенсивное жилищное строительство в целях создания доступного жилищного фонда и основанную на новых принципах урбанизации — прежде всего, усадебной урбанизации, связанной с организацией городской жизни в поселениях малоэтажной застройки.

Инфраструктурной базой новой прорывной жилищной политики должно стать создание масштабных площадок новых поселений для организации массовой индустриальной застройки, которые, в свою очередь, должны опираться на генеральные схемы развития и территориального планирования субъектов Федерации. Для Дальневосточного федерального округа необходимы дополнительные механизмы по организации прорыва в жилищной политике.

Главной мерой, которую необходимо применить для поддержки Государственной программы в ДФО, является введение института государственного жилищного сертификата всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории ДФО, а также участникам Государственной программы, пожелавшим переехать на постоянное место жительства в этот регион.

Для реализации этой идеи необходимо: В добавление к этим предложениям к новой редакции Госпрограммы хотелось бы предложить: Думается, что ещё недостаточно полно разработана часть программы по привлечению к переселению молодежи, студенчества. Главное, надо совершенно четко и ясно сформулировать приоритеты. Не только гарантированность молодежи поступления в высшие учебные заведения, но и решение вопросов проживания, получения гражданства и, наконец, трудоустройства по окончании обучения. Качество образования в странах СНГ, особенно в малых городах, и сельской местности настолько плохое, что даже талантливый человек, окончивший типичную среднюю школу в каком-нибудь поселке, просто неспособен учиться в Вузе.

Поэтому, можно было бы создать в России сеть школ - интернатов и т. Для ускорения получения российского гражданства, документы на его получение необходимо готовить и оформлять вместе с документами на статус добровольного переселенца в консульствах. А паспорта вручать в России, по прибытии переселенцев к месту переселения. После позапрошлогодних пожаров десятки тысяч погорельцев - граждан России получили в сжатые сроки новое жильё.

Но ведь в начале девяностых, образно говоря, сгорела треть России! Российских соотечественников лишили не только крова, но и Родины.

надеется, Реализация программы переселения соотечественников никто желает

Так неужели же в России не найдётся средств, чтобы предоставить жильё так нужным ей соотечественникам?! В организационном плане появляется необходимость в создании отдела ФМС по непосредственному взаимодействию с переселенцами: Или передать эти функции частным коммерческим структурам, работающим по договору с региональными подразделениями ФМС.

Результаты анкетирования показали, что в Россию стремится переехать образованное и квалифицированное население, находящееся в репродуктивном возрасте. Две трети потенциальных переселенцев имеют высшее, незаконченное высшее либо среднее профессиональное и техническое образование.

Читайте также:

  • Разрешение на аренду земельного участка красноярск
  • Определение места жительства ребенка с отцом алименты
  • Мировое соглашение трудового спора образец
  • Выделение доли квартиры в натуре исковое заявление
  • Сегодня в орле сбили пешехода
  • Уголовный кодекс ст за взятку