Главная | Жилищные вопросы | Заключение по теме возбуждение уголовного дела

Тема 8. Возбуждение уголовного дела


Возбуждение уголовного дела — понятие сложное, многогранное, имеющее несколько смысловых значение, отражающих существо данного понятие с разных сторон. Так, под возбуждение уголовного дела понимается: Институт возбуждения уголовного дела берёт своё начало в истоках советского уголовного процесса. Однако таким, каким он является в настоящее время, данный институт был не всегда. К примеру, в г. То же самое можно было отметить и в отношении процессуальной формы акта возбуждения уголовного дела или отказа в таковом.

Вместе с тем, даже в условиях отсутствия каких-либо нормативных указаний, многие местные следственно-судебные учреждения с первых же дней оформляли эти акты постановлением. Возбуждение уголовного дела — это начальная стадия уголовного процесса, на которой полномочные государственные органы или должностные лица, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие основания для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

Существует определение возбуждения уголовного дела, обозначающее некоторый круг лиц участников данной стадии: Возбуждение уголовного дела — это первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для производства предварительного расследования.

Обязанность осуществления уголовного преследования, возложенная на, орган дознания и дознавателя, выражается, согласно в ч. Эта обязанность может быть реализована не иначе, как путём возбуждения уголовного дела, создающего необходимые предпосылки для принятия вышеуказанных мер. Стадия возбуждения уголовного дела имеет чётко выраженные границы, начальный и конечный моменты уголовно-процессуальной деятельности, определяющей её содержание.

Она начинается с момента получения и официальной регистрации органом дознания, следователем, первичной информации о совершенном или готовящемся преступлении и завершается с принятием решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Содержание этой деятельности сводится к установлению законности повода и наличия достаточности оснований к возбуждению уголовного дела, после чего становится возможным принятие соответствующего решения.

Выяснение перечисленных обстоятельств и решение вопроса о возможности или невозможности начала производства по уголовному делу являются задачами рассматриваемой стадии уголовного процесса. Одновременно выясняется возможное количество оснований исключающих производство по уголовному делу. Специфичны круг участников данной стадии и возникающие между ними правоотношения. Так, здесь отсутствуют традиционные для многих последующих стадий участники судопроизводства: Основные правоотношения, возникающие между следователем, оранном дознания, дознавателем, с одной стороны, и прокурором — с другой, а также между указанными должностными лицами и заявителем о преступлении.

В случае производства осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела участниками процессуальных отношений в рассматриваемой стадии становятся понятые, специалисты. Специфика процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела выражена в ограниченности задач, пределов и средств доказывания. Устанавливается лишь в общих чертах наличие или отсутствие некоторых признаков состава конкретного преступления как предпосылки перспективности дальнейшей процессуальной деятельности. Это достигается путём проведения так называемых проверочных действий, а также очень ограниченного круга следственных действий.

Данная стадия характеризуется также определёнными временными рамками, в течение которых следователь, дознаватель, прокурор должны принять решение по поступившему заявлению или сообщению о совершенном или готовящемся преступлении. В практике возбуждения уголовного дела сложилось несколько примечательных тенденций, которые нуждаются в комментариях. Первая из них выражается в том, что срок, установленный для так называемой доследственной проверки, зачастую нарушается, сама эта проверка затягивается, превращаясь в "расследование до расследования".

Граждане по нескольку раз вызываются для объяснений, отрываются от работы и теряют последнее уважение к органам охраны правопорядка. Вторая тенденция практики заключается в следующем. Получив заявление о преступлении, некоторые органы дознания и следователи требуют от заявителей приобщения комплекта документов, обосновывающих достоверность изложенных в заявлении сведений. Значительное распространение эта практика получила в отношениях органов расследования с государственными учреждениями, предприятиями и организациями, инициирующими возбуждение уголовного дела, по материалам которых возбуждаются уголовные дела, в частности между следователями прокуратуры или органов внутренних дел и хозяйствующими субъектами, сообщающими о преступлениях в сфере экономики, совершенными работниками предприятия, учреждения, организации.

Эта ведомственная упорядоченность отношений, связанных с возбуждением уголовных дел, безусловно, полезна и правомерна. Она продиктована государственными интересами и закону не противоречит. Необходимость приобщения к сообщению о преступлении пакета документов, подтверждающих обоснованность такого сообщения, очевидна.

Однако нельзя упускать из виду и следующее. УПК подобных требований не содержит. С этой точки зрения все поводы к возбуждению любого уголовного дела — и заявление ограбленного гражданина в дежурную часть милиции, и официальное сообщение директора государственного предприятия в прокуратуру например, о крупной недостаче — юридически равнозначны. Это значит, что правоохранительным органом и тот и другой документ по закону должен быть принят, вне зависимости от комплектности приобщенных к нему материалов, а заявлению и сообщению должен быть незамедлительно дан законный ход.

Возвращение документа — повода к возбуждению уголовного дела по мотивам некомплектности представленной документации УПК не предусмотрено. Третье заслуживающее внимания явление состоит в том, что по случаю особенно крупного, драматического происшествия пожар, повлекший гибель людей, крушение на железной дороге, водном или воздушном транспорте, взрыв неизвестного происхождения, но повлекший тяжкие последствия, обвал жилого дома и т.

они заключение по теме возбуждение уголовного дела этом

Логика принятия решения о возбуждении уголовного дела в подобных ситуациях базируется на суждении: Расследование подобных уголовных дел, естественно, ведется наугад, и в итоге после долгих месяцев работы, в том числе после многочисленных допросов свидетелей не преступления, а происшествия, не продвигается ни на шаг вперед. Такую практику нельзя признать правильной. Цель уголовного процесса — не поиск признаков преступлений, а их расследование и судебное рассмотрение. Процесс не может быть начат раньше, чем будут обнаружены признаки преступления, сколь бы впечатляющим и грозным ни было какое-то происшествие.

Заинтересоваться таким происшествием должен не следователь и не прокурор, а сыщик. Что же касается происшествий, связанных с эксплуатацией технических средств — источников повышенной опасности, а также взрывов и пожаров, техногенных катастроф, произошедших по неясным причинам, но без явных признаков криминала, то здесь первое слово принадлежит не правоохранительным органам, а специалистам в соответствующей области.

Поводом к возбуждению уголовного дела должно служить не само происшествие, а точные, документально зафиксированные, основанные на специальных знаниях выводы о его причинах, позволяющие вполне обоснованно предположить, что они имеют криминальный характер. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела Стадия возбуждения уголовного дела занимает в досудебном производстве особое место. На данном этапе уполномоченным на то органам и должностным лицам надлежит проанализировать информацию о преступлении и принять процессуальное решение о начале предварительного расследования либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начинается стадия с момента получения и регистрации информации о преступлении, а завершается вынесением следователем, дознавателем или прокурором соответствующего постановления. Возбуждение уголовного дела представляет собой строго регламентированную УПК РФ процессуальную деятельность уполномоченных субъектов как до вынесения постановления о возбуждении дела об отказе в возбуждении , так и после например, передача постановления надзирающему прокурору.

Более того, рассматриваемая стадия не всегда заканчивается вынесением одноименного постановления.

2. Понятие и значение возбуждения уголовного дела.

Возможны и другие варианты ст. Но главным, безусловно, является установление повода и основания для возбуждения уголовного дела. Их отсутствие делает нее возможным в дальнейшем использование уголовно-процессуальных средств доказывания и применение предусмотренных УПК мер процессуального принуждения.

В учебной и научной юридической литературе часто высказывается и иное мнение - под поводом понимается не информация, а источник, из которого ее получают. Такое не совсем удачное истолкование имеет под собой определенное основание. Оно - результат буквального понимания сказанного в ст. Подобный подход можно было бы объяснить не недооценкой значения содержания и характера информации, а стремлением законодателя обеспечить положение, при котором сведения информация получались бы из доброкачественных источников, а не, скажем, из неизвестно кем распространяемых слухов либо вымыслов "модных" в наши дни экстрасенсов, парапсихологов, ясновидцев, шаманов и даже обычных гадалок.

Глава 1. Общеправовая характеристика возбуждения уголовного дела

В названной статье УПК приведен перечень поводов для возбуждения уголовных дел, состоящий из 3-х пунктов, в которых названы: Анализ этого перечня дает основание говорить, прежде всего, о том, что законодатель не преследовал цели возведения "китайской стены" между сведениями и их источниками. К примеру, совершенно ясно, что обстоятельством, побуждающим компетентные органы приступить к решению вопроса о возбуждении уголовного дела, может служить как сам по себе факт получения заявления или письма конкретного гражданина, так и то, о чем говорится в нем.

Прокурор или иное должностное лицо, уполномоченное решать вопрос о возбуждении уголовного дела, "подталкивают" к выполнению соответствующих действий попавшие в их поле зрения сведения, полученные из заслуживающего доверия источника. Наиболее распространенным поводом является заявление о преступлении. В соответствии со ст.

Устные заявления должны оформляться протоколами, в которых отражаются т. Подписывается протокол заявителем и составившим протокол должностным лицом компетентного правоохранительного органа. Заявления о преступлении, которые делаются в ходе производства по возбужденному уголовному делу при совершении какого-то следственного действия - скажем, при предъявлении к опознанию - или в ходе судебного заседания , должны заноситься соответственно в протокол следственного действия либо судебного заседания ч.

Что касается письменных заявлений, то уголовно-процессуальное законодательство, формулируя требования, предъявляемые к ним, говорит лишь о том, чтобы они были подписаны заявителями. В связи с характеристикой рассматриваемого повода к возбуждению уголовного дела важно иметь в виду, по крайней мере, еще три положения. Первое из них касается особенностей обращения с анонимными заявлениями, то есть заявлениями, не подписанными либо имеющими вымышленные подписи.

Но это не означает, что заявления такого рода должны всегда и полностью игнорироваться. В тех случаях, когда в анонимном заявлении речь идет о событиях или деяниях, содержащих признаки преступления и требующих реагирования компетентных государственных органов, то сказанное в нем должно быть проверено в установленном порядке, в том числе с осуществлением оперативно-розыскных действий. Второе положение связано с особенностями производства по делам, возбуждение которых ставится в зависимость от волеизъявления потерпевших от преступления.

Это, прежде всего, неоднократно упоминавшиеся выше дела частного и частно - публичного обвинения По правилу, установленному в ст. Дальнейшее производство по такому делу после его возбуждения, по идее, должно осуществляться в общем порядке, то есть по правилам, установленным для дел публичного обвинения ст. Наконец, третье положение, касающееся рассматриваемого повода к возбуждению уголовного дела заявлений о преступлениях , заключается в том, что при характеристике данного повода весьма важно знать правила работы с заявлениями о преступлениях, подаваемыми в органы внутренних дел.

Именно в эти органы чаще всего идут люди с заявлениями подобного рода. Порядок работы с ними такими заявлениями установлен Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной приказом МВД РФ от 13 марта г. Она предусматривает, в частности, что при подаче гражданином заявления или поступлении иного сообщения о совершенном преступлении оно должно быть зарегистрировано, а его автору вручен талон-уведомление, подтверждающий факт подачи заявления.

О подаче заявления информируется руководство соответствующего органа внутренних дел, и оно дает указания о том, что следует предпринять. В милиции существуют специальные подразделения дежурные части , на которые возложено осуществление незамедлительных мер по проверке поступивших заявлений и принятию неотложных мер. Явка с повинной - добровольное личное обращение явка лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в органы, производящие дознание, следствие, в прокуратуру, суд с намерением предать себя в руки правосудия. В уголовно-процессуальном праве РФ Я.

Протокол подписывается явившимся с повинной и лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судьей, составившим протокол.

Удивительно, но факт! Это, прежде всего, неоднократно упоминавшиеся выше дела частного и частно - публичного обвинения По правилу, установленному в ст. Например, поступило сообщение о краже автомобиль, но в дальнейшем лицо вспоминает, что просто припарковало автомобиль в другом месте, не там где обычно и т.

Уголовное право РФ рассматривает Я. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, - это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица. К этой группе поводов могут быть отнесены сообщения, непосредственно не адресованные органам дознания, следствия, прокуратуры, но содержащиеся в различных средствах массовой информации или в иных источниках, о совершенном или готовящемся преступлении.

заключение по теме возбуждение уголовного дела мог

Несмотря на то, что эти сведения непосредственно не адресованы органам дознания, следствия, прокуратуры, последние обязаны проверить содержащиеся в них сведения.

Читайте также:

  • Оценка квартиры в новостройке для ипотеки
  • Доп средства при военной ипотеке
  • Оформление завещания у нотариуса в спб